История

ИСТОРИЯ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В XVII -н. XX вв.

Сведения из истории Мещерского края и села Цикул

Село Цикул расположено в Мещерском крае у места слияния двух речек с древними, еще угро-финскими, а точнее мерянскими — названиями: Ючер и Сентур. Этим названиям более тысячи лет. На пригорке, видном издалека, высится стройный храм с колокольней.

Село Цикул (имело в разное время названия Цыкуль, Цикуль) до 1778 г. числилось во Владимирском, а с 1778 г. — в Меленковском уезде. В разное время село находилось в составе Меленковского, Муромского уездов Влади­мирской губернии.

По статистическим данным в 1859 г. в Цыкуле — 440 жителей, 61 двор. В 1905 г. в с. Цикуль -868 жителей, 120 дворов, центр Цикульской волости Муромского уезда (Список населенных мест Владимирской губернии, 1905) Нелегкой была жизнь жителей Мещеры. Неплодород­ные земли не могли прокормить местное население. В конце XIX в. 80 мужчин с. Цыкуль уходили на заработки на ближайщие стеклозаводы, а также во Владимир, Москву. Многие занимались отхожими промыслами, такими как рубка дров, корчевание пней и возка угля и дров и вязанием пучков из хвороста, остальное население занималось хлебопашеством. Из-за неплодородных почв своего хлеба хватало до осени до Казанской и до Рождества, немногим хватало до Пасхи.

 

Преображенский храм в XVII — н. XIX вв.

История Преображенского храма XVII — XIX вв. кратко изложена в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии», написанном в конце XIX в. владимирскими краеведами Березиным и В. Добронравовым: «Цыкульский приход. Село Цыкуль при речке Сентур находится в 67 верстах от уездного города и в 100 верстах от губернского.

Церковь в Цыкуле существовала уже в начале XVII столетия и значится в патриарших окладных книгах с 136 (1628) года. Село Цыкуль с Преображенскою в нем цер­ковью писалось тогда в Володимерской десятине патриаршей области.

По отметкам патриаршего казенного приказа можно за­ключить, что в XVII и XVIII столетиях церковь в Цыку­ле дважды перестраивалась. Так под 151 (1644) г. отме­чено, что «по челобитью Василия Танеева дана благосло­венная грамота на два престола: Преображения Спасова да Николы Чудотворца», в 1715 г. выдан указ об освящении новопостроенной в Цыкуле Преображенской церкви. Что было причиной таких сравнительно частых перестроек церкви, неизвестно; может быть, пожары, нередко истреб­лявшие деревянные церкви, были тому виной. В 1812 г. эта церковь сгорела. Тогда на средства помещиков братьев Танеевых к 1815 г. построен был в Цыкуле уже каменный храм. В 1857 г. трапеза храма была распространена и с того времени он существует без изменений.

Престолов в храме три: главный в честь Преображения Господня, в трапезе теплой — во имя Св. Николая Чудо­творца (освящен в 1813 г.) и в честь Казанской иконы Божией Матери (устроен и освящен в 1864 г.). В иконо­стасе Никольского придела иконы из прежней деревянной церкви, но уже поновленные, а в главном храме и другом приделе иконостасы и иконы 1864 г.

Утварью и ризницей церковь снабжена вполне доста­точно. Сохранилось от прежнего времени только напре­стольное Евангелие печати 1657 г.

Причта в приходе по штату положено: священник, диа­кон и псаломщик. На содержание их получается: от земли до 100 руб., от хлебного сбора до 75 руб., от служб и требоисправлений до 650 руб. в год. Дома у членов при­чта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахатной 31 дес., сенокосной 3 дес.: земля не вполне удобная: план и меже­вая книга на всю землю имеются.

Приход состоит из села Цыкула и деревень: Новой (2 версты от церкви), Савикова (3 версты), Аксенова (3 версты), Маслихи (7 верст), Филатова (10 верст) и Купреева (10 верст).

В селе Цыкуле с 1875 года существует земская народ­ная школа и с 1893 года женская школа грамоты, уча­щихся в 1896 г. в первой было 60, а во второй — 14. В д. Аксенове с 1895 года открыта также земская народная школа: учащихся в 1896 г. было 56».

Цикульское училище, открытое в 1875 г., помещалось в доме, пожертвованном купцом Громовым. Законоучи­тель этого училища И. Декаполитов занимался безвоз­мездно. Учитель П. Розанов получал от земства 150 руб. в год. Учащиеся, 36 мальчиков, снабжены учебниками. Попечитель П.А. Чижов. Выделено помещение для учи­тельницы от общества. На содержание училища земство отпускает 150 руб. в год.

В 1880 г. Учащихся было 50 мальчиков. Окончило курс 3 мальчика.

Преображенский храм в XIX — н. XX в.

Из жизни села и храма в дореволюционное время из­вестно, что в 1910 г. в с. Цыкуль были доставлены коло­кола для храма Преображения. У одного из жителей со­хранилась фотография, запечатлевшая этот момент в с. Цыкуль. По воспоминаниям его родителей и дедушки сна­чала колокола привезли в с. Заколпье. А потом жители Цыкула с помощью различных приспособлений многопудо­вые колокола доставили к месту назначения. На первом плане на фото староста Митрошка, как между собой назы­вали его жители, рядом с колоколами в белых мундирах полицейские, сопровождавшие церемонию.

В это время служил в Преображенском храме отец Ва­силий Архангельский.

Гонения на церковь

В 1933 — 1934 гг. в Цикуле создан колхоз им. Крас­ной Армии, в него буквально загоняли крестьян, насильно отнимая у них скот.

21 июля 1936 г. Курловский райисполком принял постановление о прекращении в селе колокольного звона. Согласно архивным данным, вес колоколов составлял 192 пуда (более трех тонн). Вскоре сбросили колокола с ко­локольни, при этом самый большой колокол разбился. Но храм отстояли. Пострадали за веру, за храм: в Цикуле — Михаил Платонов, в Купреево — Дроздов.

Прихожанка храма Надежда Семеновна Ходкина рассказала со слов матери о своей тете Евдокии Палагиной, спасшей храм от разорения: «Моя тетка Евдокия Палагина была в двадцатке церкви. Староста храма Платонов, по прозвищу Апостол (его деды были Апостоловыми, он при советской власти сменил фамилию) прибежал к Евдокии и сказал, что идет обоз, на 10 лошадях везут рожь, чтобы засыпать в храм. (Потом он был арестован, отсидел 8 лет за это). Евдокия прибежала с топором, не давала сбить замок, ее пугали, что заберут, она говорила: «Уводите, но не дам сбивать замок». Она встала как распятая, закрыла собой дверь, стояла с топором, кричала: «Не подходите близко», у нее требовали: «Давай ключи, а то вызовем из райкома». Евдокия кричала, что у нее нет ключей, но они у нее были. Все сбежались к храму, народу были как на митинге, говорили, что Евдокия сошла с ума, ее не поддерживали, боялись. Рожь свалили в амбар Евдокии. Потом, у нее с трудом вынули из руки топор, она как будто одеревенела». Так, не щадя себя, огромным напряжением всех сил Евдокия Палагина спасла храм от разорения.

Описание этих событий дополняются другими воспоминаниями: в годы войны хотели засыпать зерно в храм, но прихожане преградили дорогу хулителям церкви, закрыв руками замок. Разъяренные безбожники кричали: «Руби им руки…» — «Рубите» — отвечали верующие. И отступили воинствующие атеисты, победили те, кто не побоялся пострадать за Христа.

 

Преображенский храм в 1940-е гг.

В первые годы войны священника не было, но прихожане не бросили храм. В зимнее время из дома приносили дрова (из леса брать дрова лесники не разрешали), еще вспоминают, как в войну в сильные морозы староста тайком возила на санках дрова из леса и топила печи храма.

Протапливали, молились, снова закрывали храм. Делали все скрытно односельчане могли и посмеяться, могли и донести. Иван Петрович Шевраков читал Апостол, женщины молились, среди них были Александра Выдумкина, Анна Васильевна Ходкина. До войны и в войну Ефим Михайлович Романов очень хорошо пел на клиросе в храме, приходила в храм его жена Варвара Трофимовна, мать Прасковья Ефимовна (1920 г.р.), бабушка Мария, Валентина Николаевна Капсенкова и другие.

В годы войны от церкви платили подоходно-военный налог, о снижении которого просил священник Александр Остроумов в августе 1944 г.

Было время, когда священника не было, но церковь открывали и вычитывали все положенное сами прихожане. А рядом ходили блаженненькие, как последние оплоты живой веры, обращенной к разуверившемуся люду — Семенушка, Абрамушка… Переживший аресты и издевательства, Семенушка всю войну ходил с другим мужичком, громыхая тяжелыми железками, которые они носили под рубахой, подобно веригам. Ближе к концу войны они стали их потихоньку снимать, а потом совсем сняли, сказав: «Мы отбряцали». Абрамушка, ходивший всегда босиком, на вопросы измученных ожиданием женщин «придет ли муж с фронта», отвечал конкретно, в какой именно день придет. Милиция увезла Абрамушку из Цикула в Курлово, и больше его в этой стороне не видели.

После войны Цикул горел, сгорело уже много домов, но прошли Крестным ходом с иконой «Неопалимая Купина», и пожар прекратился.

Валентина Жалнина помнит, как в послевоенные годы, еще до смерти Сталина, служил в храме священник, как его забирали: «Во время службы зашли в церковь насколько человек       и       сказали      священнику: Мы за вами». Священник зашел в         алтарь,       затем прощался со всеми, подошел к стоящим здесь же матушке, дочери и сыну (им примерно было по 17 — 18 лет), сказал: «Прощайте, встретимся в будущем веке». Больше мы его не видели».

Церковная жизнь в с. Цикул в 1970-е -1980-е гг.

«Каждую субботу вечером толпой с автобуса шли сюда жительницы с. Таланово, ночевали в бывшей церковноприходской школе (когда построили церкви в Таланово, в Курлово, перестали приезжать в Цикул). Постоянно жила здесь баба Таня (за алтарем ее могилка, на кресте надпись «Шмелева Татьяна Епифановна»),

Помнят старосту храма Анну Федоровну Палагину за кротость, преданность храму. О. Рафаил вспоминает: «Она сумки тяжелые с просфорами носила, а ноги больные, кровоточили. Сядет на дороге, перевяжет ноги, и дальше идет», умерла в 1993 г. у храма.

О. Варсонофий вспоминает о прихожанке из соседней деревни Бараново: «Монахиня Нина претерпела гонения, сидела в лагерях, рассказывала, как издевались чекисты. Была тяжело больной, но сохраняла веселый кроткий нрав, в храме пела на клиросе. Умерла в 1990 г.».

С благодарностью вспоминает он о кадильнице Руфине: «Руфа всегда с улыбкой, добрая, верная помощница, служила в храме в 1990-е гг.». Это лишь несколько примеров, свидетельствующих о живших здесь людях глубокой веры.

Из многих священников, служивших в разные годы в храме, прихожанка Александра Михайловна Борданова помнит о. Александра, сохранила его фотографию, а также фотографию о. Бориса со служителями храма, среди кото­рые ее мать Гуленкина Ульяна Федоровна.

В 1970-е гг. служил в храме о. Александр, снискал большое уважение жителей, хотя прослужил всего три года, умер от инсуль­та, увезен и похоронен на родине в Ростове.

Затем служил иерей Василий (Сливко или Сливка), уе­хал на Украину (В. Жалнина).

В 1982 — 1990 гг. служил в храме священник о. Рафаил Шайн.

 

Перейти к верхней панели